Коллегам
План-конспект урока
Тема урока:
  Лабораторная работа «Исследование последовательного соединения проводников»
 
     Цели урока:
образовательная: закрепить, обобщить, систематизировать знания, полученные при изучении темы «Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Соединения проводников»
воспитательная: продолжить формирование системы взглядов на мир
развивающая: развивать речь, мышление, умение работать в группе,
                           совершенствовать умственную деятельность (анализ, 
                           способность наблюдать, делать выводы, выдвигать
                           гипотезы, проверять результаты)
Формируемые ключевые компетенции: исследовательские, мыслительные, речевые
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и отработки навыков обучающихся
Вид урока: урок-практикум
Методы обучения:   практический, частично-поисковый    
Материально-техническое оснащение: лабораторное оборудование, компьютеры, мультимедийный проектор
Ход  урока:
1.    Оргмомент
2.    Актуализация опорных ЗУН и мотивационных состояний
       Сообщение темы урока и целевая установка на урок.
       Опрос-актуализация
      1) Рефлексия: «Что необходимо знать для выполнения лабораторной работы?»
      2) Мотивация.
          показ практической значимости изучаемого материала: связь изучаемой темы с
          выбранной профессией
3.  Изучение нового материала
      Работа в группах
1.Выполнение компьютерной лабораторной работы с использованием индивидуальных раздаточных материалов
2.Выполнение лабораторной работы с помощью предложенного оборудования с использованием индивидуальных раздаточных материалов.
4.  Первичное закрепление и текущее повторение
Сравнение результатов компьютерного и лабораторного экспериментов
Вывод
5.Самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию ЗУН
Построение вольт-амперной характеристики металлического проводника
6. Контроль и оценка ЗУН
7. Домашнее задание    
8. Подведение итогов урока (анализ урока, объявление оценок)
 
Ход урока:
1. Оргмомент
2.Актуализация опорных ЗУН и мотивационных состояний
Тема сегодняшнего урока:  Лабораторная работа «Исследование последовательного соединения проводников»
Цель урока: применить ранее изученный материал «Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Соединения проводников»
для решения предложенной задачи.
Вспомним пройденный материал и проведём
рефлексию:
ответим на вопрос: «Что необходимо знать для выполнения лабораторной работы?»
3.Изучение нового материала
Работа в группах: 
в работе необходимо

1.проверить следующие законы:  Iобщ=I1=I2;  Uобщ=U1+U2;  Rобщ=R1+R2
2. Оформить выполненную работу
3. Сравнить полученные результаты
4. Сделать вывод
 
 
1.Выполнение компьютерной лабораторной работы с использованием индивидуальных раздаточных материалов
 
Компьютерная лабораторная работа:
Последовательное соединение проводников
Группа №_______________ Фамилия _______________ Имя _______________
Практические задания и вопросы
1.
Откройте в программе «Открытая Физика 2.5» в разделе «Электричество и магнетизм» компьютерную модель «Цепи постоянного тока».
2. Соберите на экране компьютера электрическую цепь, состоящую из двух последовательно соединённых резисторов R1 и R2, батарейки и
амперметра.
3. Измерьте общий ток в цепи, результат запишите:
Iобщ = __________ .
Как Вы думаете, какая связь между током Iобщ (общий ток в цепи) и токами I1 (через R1) , I2 (через R2)?
Iобщ = __________ .
Проведите компьютерный эксперимент и проверьте Ваш ответ.
4. Подключите три вольтметра (амперметр не отключать) таким образом, чтобы Вы могли измерить U1 (напряжение на R1), U2 (напряжение
на R
2), а также Uобщ (общее напряжение на резисторах).
5. Измерьте напряжения, результаты запишите:
U1 = __________, U2 = __________, Uобщ = __________ .
Подумайте, как связаны эти три напряжения?
Uобщ = __________ .
6. Нарисуйте схему электрической цепи, которая получилась у Вас на экране компьютера.
 
 
 
 
 
 
7. Определите, используя закон Ома, общее сопротивление цепи, т. е. двух последовательно соединенных резисторов:
Rобщ = __________
Напишите формулу, по которой можно рассчитать общее сопротивление двух последовательно соединенных резисторов:
Rобщ = __________
Сравните Rобщ с величинами R1 и R2 (вставьте знаки сравнения):
Rобщ ____ R1 и Rобщ ____ R2
8. Ответьте на вопросы.
На каком резисторе наименьшее падение напряжения? На резисторе _____ .
На каком резисторе наибольшее падение напряжения? На резисторе _____ .
Объясните почему. _______________________________________________________.
9. Экспериментальное задание.
Изменится ли общее сопротивление цепи, общий ток и напряжение на резисторах R1 и R2 (если изменится то как) если к ним подключить
последовательно резистор R
3?
Подумайте над вопросом и вставьте пропущенные слова.
Общее сопротивление цепи __________, общий ток в цепи __________, напряжение R
1 __________, напряжение R2 _________ .
Теперь проведите компьютерный эксперимент и проверьте ваш ответ.
10. ВЫВОД: Вставьте пропущенные слова.
При последовательном соединении резисторов ток через них __________, наименьшее падение напряжения на резисторе с __________
сопротивлением, а наибольшее падение напряжения на резисторе с __________ сопротивлением. Общее сопротивление последовательно
включённых резисторов равно _________ сопротивлений этих резисторов.
Количество выполненных заданий: ____ Количество ошибок: _____ Ваша оценка: _____
 
 
 
2.Выполнение лабораторной работы с помощью предложенного оборудования с использованием индивидуальных раздаточных
материалов.
Лабораторная работа:
Последовательное соединение проводников
Группа №_______________ Фамилия _______________ Имя _______________
Практические задания и вопросы
1
. Соберите электрическую цепь, состоящую из двух последовательно соединённых резисторов R1 и R2, батарейки, амперметра и ключа.
2. Замкнув ключ, измерьте общий ток в цепи, результат запишите:
Iобщ = __________ .
Как Вы думаете, какая связь между током Iобщ (общий ток в цепи) и токами I1 (через R1) , I2 (через R2)?
Iобщ = __________ .
Проведите эксперимент и проверьте Ваш ответ.
3. Подключите вольтметр(амперметр не отключать)таким образом, чтобы Вы могли измерить U1 (напряжение на R1), U2 (напряжение на R2),
а также U
общ (общее напряжение на резисторах).
4. Измерьте напряжения, результаты запишите:
U1 = __________, U2 = __________, Uобщ = __________ .
Подумайте, как связаны эти три напряжения?
Проверьте равенство Uобщ = U1+U2  __________ .
5. Нарисуйте схему электрической цепи, которую Вы собрали
 
6
. Определите, используя закон Ома, общее сопротивление цепи, т. е. двух последовательно соединенных резисторов:
Rобщ = Uобщ./Iобщ.________   ,
 
сопротивления R1= U1/Iобщ __________          и R2= U2/Iобщ ____________
Проверьте равенство R
общ = R1+R2        __________
Сравните Rобщ с величинами R1 и R2 (вставьте знаки сравнения):
Rобщ ____ R1 и Rобщ ____ R2
8. Ответьте на вопросы.
На каком резисторе наименьшее падение напряжения? На резисторе _____ .
На каком резисторе наибольшее падение напряжения? На резисторе _____ .
Объясните почему? _______________________________________________________.
9. Экспериментальное задание.
Изменится ли общее сопротивление цепи, общий ток и напряжение на резисторах R1 и R2 (если изменится то как) если к ним подключить
последовательно резистор R
3?
Подумайте над вопросом и вставьте пропущенные слова.
Общее сопротивление цепи __________, общий ток в цепи __________, напряжение на R
1 __________, напряжение на R2 _________ .
Теперь проведите эксперимент и проверьте ваш ответ..
10.ВЫВОД: Вставьте пропущенные слова.
При последовательном соединении резисторов ток через них __________, наименьшее падение напряжения на резисторе с __________
сопротивлением, а наибольшее падение напряжения на резисторе с __________ сопротивлением. Общее сопротивление последовательно
включённых резисторов равно _________ сопротивлений этих резисторов.
Количество выполненных заданий: ____ Количество ошибок: _____ Ваша оценка: _____
 
 
 
 
4.Первичное закрепление и текущее повторение
Сравнение результатов компьютерного и лабораторного экспериментов.
Вывод:
При последовательном соединении резисторов ток через них __________, наименьшее падение напряжения на резисторе с __________ сопротивлением, а наибольшее падение напряжения на резисторе с __________ сопротивлением. Общее сопротивление последовательно включённых резисторов равно _________ сопротивлений этих резисторов.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
5.Самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию ЗУН
Вольт-амперная характеристика-
зависимость силы тока от приложенной разности потенциалов (напряжения) на концах проводника.
Её находят, измеряя силу тока в проводнике при различных значениях напряжения.
Например: вольт-амперная характеристика металлического проводника сопротивлением 4 Ом (выбранным значениям напряжения соответствуют определённые значения силы тока)
ЗАДАНИЕ
Построить вольт-амперную характеристику металлического проводника для значения общего сопротивления (Rобщ.), полученного в Вашей работе, если известно, что приложенное к нему напряжение меняется от20 до 120В (через 20В).
ВЫВОД: для металлических проводников в соответствии с законом Ома для участка цепи сила тока пропорциональна напряжению.
6. Контроль и оценка ЗУН.
Самооценка работ обучающимися
7. Домашнее задание
Подготовиться к лабораторной работе «Исследование последовательного соединения проводников», составить план выполнения работы
8. Подведение итогов урока (анализ урока, объявление оценок)
Hosted by uCoz