Учебные портфолио - новая форма контроля
и оценки достижений учащихся
Более 75 лет понадобилось американским учёным-педагогам и учителям практикам, чтобы на пороге 21 века сделать простой, давно уже
известный их российским коллегам вывод: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают
одностороннюю картину способностей обучаемых.
С середины 80-х годов в педагогике США объявлен, выражаясь языком лозунгов, бой тестам. Но это не означает, что в школах, Вузах, все разом прекратили использовать стандартизированные тесты. Но процесс пошёл: начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений, одной из них и стали учебные портфолио.
Основной смысл: показать всё, на что ты способен.
Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося  и  дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
·    Коллекцию работ учащегося, демонстрирующую учебные результаты, усилия, приложенные к их достижению, прогресс в знаниях и
умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
·    Выставку учебных достижений  учащегося по данному предмету  за четверть, полугодие, год.
·    Форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
Основной смысл учебного портфолио - показать всё, на что ты способен.
 
Основная задача: проследить динамику учебного процесса.
1.    Нет четкого списка наименований и количества пунктов, какие необходимо включать в учебное портфолио;
2.    Состав учебного портфолио зависит от конкретно сформулированных целей обучения данному предмету.
Если это, например, обучение физике с конкретно сформулированными целями, такими, как развитие физического мышления и прикладных умений, формирование умения решать задачи, то в учебное портфолио м.б. включены:
Во- первых, работы самого учащегося - классные и домашние с/р; индивидуальные и групповые  проекты; решения занимательных задач; решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; сочинения; рефераты с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы; копии статей из журналов и книг, прочитанных уч-ся по данной теме; работы над ошибками; графические работы; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся; листы самоконтроля с описанием того, что он не понимает по данной теме; лист целей; копии работ, выполненные в кружках и т.д.
Во-вторых, в  портфолио входят заметки учителя, родителей, содержащие описание результатов наблюдений за уч-ся на уроках физики; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения с/р и к/р); лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; отзывы  других учителей, администрация и т.д.
Приведённые пункты не исчерпывают состав возможного учебного портфолио, но они дают более полное представление о том, что м.б.  включено в него. Как видите, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме. Опыт применения этой формы оценки показывают, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное.
 
Виды портфолио.
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
- В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
·    Портфолио - собственность (собирается для себя);
·    Портфолио - отчет (собирается для учителя);
- По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
·    Портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
·    Рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку достижений целей;
·    Проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой либо проблемы;
·    Тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
 
Примеры ситуаций, в которых можно применять портфолио:
- При переходе на новую ступень обучения (рейтинг отбора на следующий курс);
- При изучении раздела или темы;
- Для  повышения самооценки;
- При трудоустройстве;
- При отчете о преддипломной практике;
- Для участия в конкурсе;
- Для осуществления дифференцированного подхода в обучении (используется раздел «Достижения»).
 
Структура портфолио.
Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения». В зависимости от цели портфолио м.б. рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений.
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступны способом (эссе, фотографии, характеристики.)
Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику (материалы, предложенные педагогом, памятки, схемы, ксерокопии статей, иллюстрации.)
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
 
Структура портфолио определяется его целью.
Структура учебного портфолио
1.    По курсу «Профессиональное становление личности»
Цель: Проследить мое развитие как личности и профессионала.