Методические разработки
Учебные портфолио - новая форма контроля
и оценки достижений учащихся
Более 75 лет понадобилось американским учёным-педагогам и учителям практикам, чтобы на пороге 21 века сделать простой, давно уже
известный их российским коллегам вывод: результаты стандартизированных тестов не отражают реального уровня обученности и дают
одностороннюю картину способностей обучаемых.
С середины 80-х годов в педагогике США объявлен, выражаясь языком лозунгов, бой тестам. Но это не означает, что в школах, Вузах, все разом прекратили использовать стандартизированные тесты. Но процесс пошёл: начались интенсивные поиски новых альтернативных форм контроля и оценки учебных достижений, одной из них и стали учебные портфолио.
Основной смысл: показать всё, на что ты способен.
Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося  и  дальнейшей коррекции процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как:
·    Коллекцию работ учащегося, демонстрирующую учебные результаты, усилия, приложенные к их достижению, прогресс в знаниях и
умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
·    Выставку учебных достижений  учащегося по данному предмету  за четверть, полугодие, год.
·    Форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
Основной смысл учебного портфолио - показать всё, на что ты способен.
 
Основная задача: проследить динамику учебного процесса.
1.    Нет четкого списка наименований и количества пунктов, какие необходимо включать в учебное портфолио;
2.    Состав учебного портфолио зависит от конкретно сформулированных целей обучения данному предмету.
Если это, например, обучение физике с конкретно сформулированными целями, такими, как развитие физического мышления и прикладных умений, формирование умения решать задачи, то в учебное портфолио м.б. включены:
Во- первых, работы самого учащегося - классные и домашние с/р; индивидуальные и групповые  проекты; решения занимательных задач; решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; сочинения; рефераты с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы; копии статей из журналов и книг, прочитанных уч-ся по данной теме; работы над ошибками; графические работы; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся; листы самоконтроля с описанием того, что он не понимает по данной теме; лист целей; копии работ, выполненные в кружках и т.д.
Во-вторых, в  портфолио входят заметки учителя, родителей, содержащие описание результатов наблюдений за уч-ся на уроках физики; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения с/р и к/р); лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; отзывы  других учителей, администрация и т.д.
Приведённые пункты не исчерпывают состав возможного учебного портфолио, но они дают более полное представление о том, что м.б.  включено в него. Как видите, включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме. Опыт применения этой формы оценки показывают, что целесообразно использовать два вида учебного портфолио для каждого учащегося: рабочее и оценочное.
 
Виды портфолио.
В зависимости от того, с какой целью создается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:
- В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют:
·    Портфолио - собственность (собирается для себя);
·    Портфолио - отчет (собирается для учителя);
- По содержанию возможно выделение следующих видов портфолио:
·    Портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
·    Рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и оценку достижений целей;
·    Проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой либо проблемы;
·    Тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
 
Примеры ситуаций, в которых можно применять портфолио:
- При переходе на новую ступень обучения (рейтинг отбора на следующий курс);
- При изучении раздела или темы;
- Для  повышения самооценки;
- При трудоустройстве;
- При отчете о преддипломной практике;
- Для участия в конкурсе;
- Для осуществления дифференцированного подхода в обучении (используется раздел «Достижения»).
 
Структура портфолио.
Классический портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения». В зависимости от цели портфолио м.б. рабочим, тематическим, демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений.
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступны способом (эссе, фотографии, характеристики.)
Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику (материалы, предложенные педагогом, памятки, схемы, ксерокопии статей, иллюстрации.)
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению учащегося отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
 
Структура портфолио определяется его целью.
Структура учебного портфолио
1.    По курсу «Профессиональное становление личности»
Цель: Проследить мое развитие как личности и профессионала.
1.    Цель: Продемонстрировать работодателю профессиональные компетенции.
3. Тематический портфолио для самообразования.
Цель: Изучить самостоятельно высокотехнологичные инструменты для становления собственного профессионализма
4. Отчет о прохождении преддипломной производственной практики.
Цель: Присвоение квалификационного  разряда.
Содержание портфолио.
Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещают различные материалы и рукописные, и ксерокопии. Он может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определенных работ, схемы, таблицы, графики, диаграммы, отчеты, наблюдение, планы и результаты исследований, описание работ, справки, грамоты, сертификаты и т.д.
Каждый материал, помещенный в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, как может быть использована).
Элементы портфолио датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию процесса.
 
Алгоритм запуска портфолио.
Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащегося, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материала, но и совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
·    Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио,
·    Определение вида портфолио: он может быть задан педагогом или выбран учащимся
·    Определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой
работы.
·    Определение общей структуры портфолио,
·    Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимся.
·    Определение способов оценивания: обсуждается, каким образом и все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться.
 
Основные типы портфолио
  Сейчас ориентируются на следующие типы портфолио:
- п. документов
- п. работ
- п. отзывов
- комплексный п., который по результатам эксперимента является наиболее эффективным.
  В качестве примера хочу продемонстрировать комплексную модель п. Попова А., обучающегоса 3 курса 19 группы. В него включены:
-результаты…
Прилагаются приказы, подтверждающие участие в мероприятиях, грамоты, сертификат, работы обучающегося.
   Введение п. сможет повысить образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это позволит
сделать выбор направления и формы деятельности со стороны обучающихся более достоверным и ответственным. 
Говоря о портфолио как технологии формирования ключевых компетентностей учащегося, можно отметить, что любое портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащегося с продуктом и собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.
В первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося.
Hosted by uCoz