После уроков
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЗВЁЗДАМ»
 
Цель проведения вечера: повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Подготовка вечера
Оформление сцены и зала, костюмы.
На экране - звёздное небо и силуэт космического корабля, устремленного в просторы Вселенной. На стенах зала портреты К. Э. Циолковского, советских космонавтов, плакаты и лозунги. На большом стенде «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» представлены материалы по следующим разделам:
1.От легенд до реактивных самолетов.
2.Первые проекты использования реактивных двигателей.
З.Российский человек осваивает космос.
4. «Первопроходцы космоса» - материалы, посвященные 80-летию со дня рождения лётчика- космонавта А.Г.Николаева.
На другом стенде размещается фотомонтаж, посвященный героическим полетам советских космонавтов; организована специальная выставка рисунков учеников на космические темы.
Участники вечера сами готовят несложные костюмы: «Земля», «Солнце», «Луна», «Венера», «Марс», Юпитер», «Искусственная планета», «Ракета», для этого на темные платья или рубашки нашиваются звездочки и рисунки, характерные для данного объекта, а на голову одевается шапочка.
Содержание вечера
1 отделение
Вечер открывает ведущий. В своем вступительном слове он говорил, что мы живем в удивительное время, когда самые дерзкие, многовековые мечты человечества о полетах в космические просторы стали былью, и что знамя первооткрывателей, пионеров космоса, гордо несет каша страна, год от года удивляя весь мир своими новыми, беспримерными научно-техническими победами и достижениями. С докладом на тему «Что такое космос», построенным в форме образного рассказа, выступает учитель физики. В нем затрагиваются такие вопросы: Солнце и планеты солнечной системы, спутники планет, кометы, метеоры, метеориты, звезды. (Доклад сопровождается презентацией).
Второе сообщение посвящается выдающемуся ученому К.Э.Циолковскому основоположнику учения о реактивном движении. В первой части доклада напоминается о реактивном движении, демонстрируются опыты: движение легкоподвижной тележки со стоящим на ней учеником при отбрасывании им вперед массивных шаров, движение учебной реактивной тележки, наполненной водой и сжатым воздухом. Затем рассказывается о жизни и научной деятельности К.Э.Циолковского.
К.Э.Циолковский был первым ученым в мире, разработавшим теорию реактивного движения. Он доказал, что межпланетные полеты можно совершать только с помощью ракет, и в 1903г. спроектировал первый ракетный космический корабль (демонстрируется космическая ракета К.Э.Циолковского и поясняется её действие). Ученый впервые в истории науки вывел формулу, которая дает возможность определить скорость ракеты, двигающейся в безвоздушном пространстве (эта формула является в космонавтике основной и носит название «Формула Циолковского»), он определил КПД ракет, указав на выгодность использования реактивных двигателей при больших скоростях движения. Им были подробно изучены условия взлета ракет с различных планет и астероидов и решена задача горючего для возвращения ракеты на Землю. К.Э.Циолковский первый выдвинул идею сооружения многоступенчатых составных ракет и ракетных поездов для получения очень больших скоростей движения.
Его исследования по теории  использованию написаны с широким размахом и необычайным взлетом фантазии. Вот некоторые из мыслей Константина Эдуардовича о реактивных полетах: «Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца…»
«Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца... Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию, в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле». Многое из того, о чем мечтал в глуши Царской России никому не известный и никем не поддерживаемый тогда ученый-самоучка
К.Э.Циолковский, люди уже осуществили, высоко оценив труды нашего соотечественника.
Ведущий. Да, полеты в космос, на Луну и к другим планетам возможны только с помощью ракет. Только ракеты, писал К.Э.Циолковский, позволят человеку стать «Гражданином Вселенной». Вот она летопись космической эры!
Третье сообщение. Принцип действия ракет известен с давних времен. Ракеты применялись в военных сражениях еще в древнем Китае. Использовать же их как двигатель для летательного аппарата предложил в 1881г. выдающийся русский революционер и изобретатель Н.И. Кибальчич (демонстрируется ракетный аппарат Н.И.Кибальчича). Ракетная техника, основу которой заложил своими трудами К.Э.Циолковский, начала развиваться только после Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1930г. был создан жидкостно-реактивный двигатель (демонстрируется на экране), а в 30-е годы был осуществлен запуск нескольких ракет.
4 октября 1957г. стало новым рубежом в развитии ракетной техники. Этот день положил начало новой эры
эры освоения космоса человеком. Мощная ракета-носитель, созданная в нашей стране, вывела на орбиту первый в мире советский искусственный спутник Земли. Это было не только величайшей победой человеческой мысли, но и беспримерным достижением науки и техники нашей страны (на экране демонстрируется первый в мире ИСЗ и приводятся основные данные о нем).
3 ноября 1957г. был запущен второй искусственный спутник Земли. В нем уже, помимо приборов для исследования, в специальной герметически закрытой кабине находился первый путешественник - собака Лайка (на экране демонстрируется второй ИСЗ, и даются краткие пояснения).
15 мая 1958г. в космос был запущен третий советский искусственный спутник, который весил 1327кг (на экране демонстрируется общий вид третьего ИСЗ). 2 января 1959г. была запущена первая советская космическая ракета, которая пролетела вблизи Луны (на расстоянии 5000км от ее поверхности), а затем превратилась в первую в мире искусственную планету нашей Солнечной системы. Стартовавшая 12 сентября 1959г. вторая советская космическая ракета доставила на Луну вымпел с гербом Союза Советских Социалистических Республик (на экране демонстрируется вымпел, доставленный на Луну). Не прошло и месяца, как 4 октября 1959г. в космос полетела, огибая Луну, первая автоматическая межпланетная станция (на экране демонстрируется внешний вид АМС). Она впервые в истории человечества облетела Луну, сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны и передала на Землю эти снимки (на экране демонстрируется фотография невидимой части Луны)
. Запуская все более тяжелые спутники, совершенствуя ракеты, аппаратуру и системы запуска, посадки и управления кораблем, советские ученые упорно готовились к тому, чтобы осуществить полет в космос человека.
...И вот вековая мечта сбылась. 12 апреля 1961г. на советском космическом корабле «Восток» впервые в мире человек совершил космический полет. Первым космонавтом стал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Этот первый полет доказал, что человек может покинуть Землю и благополучно вернуться на нее (на экране демонстрируется фотография Ю.А.Гагарина).
6 августа 1961г. на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-2», на борту которого находился летчик-космонавт Герман Степанович Титов. Этот героический 25-часовой полет показал, что человек может жить и работать в космосе, принимать пищу, спать (на экране демонстрируется фотография второго советского летчика-космонавта Г. С. Титова, примерная схема облета Земли Г.С.Титовым на корабле-спутнике «Восток-2, фотоснимок Земли, сделанный Г.С.Титовым с борта космического корабля
).
Первый групповой полет в космос осуществили наш земляк А.Г.Николаев П.Р.Попович в августе 1962г. На советских космических кораблях «Восток-3» и «Восток-4» они доказали, что в многодневном космическом полете может находиться коллектив исследователей и успешно работать (на экране демонстрируются фотографии А.Г. Николаева и П.Р.Поповича). Совместный космический полет кораблей «Восток.5» и «Восток-6», пилотируемых советскими летчиками-космонавтами В.Ф.Быковским и В.В.Николаевой-Терешковой, продолжил начатые исследования (демонстрируется фотография первой в мире женщины-космонавта В.В.Николаевой-Терешковой). 12 октября 1964г. мир рукоплескал новой победе советской науки и техники. На орбиту спутника Земли новой более мощной ракетой-носителем был выведен трехместный пилотируемый космический корабль «Восход»; в состав его экипажа впервые вошли ученые-исследователи ( на экране демонстрируется фотография экипаж первого в мире трехместного космического корабля «Восход»). 18 марта 1965г. был осуществлен еще один беспримерный научно-технический эксперимент. Второй пилот космического корабля «Восход-2» летчик-космонавт А. А. Леонов в специальном скафандре совершил выход из космического корабля в открытый космос и провел там целый комплекс исследований и наблюдений. Он доказал, что и вне корабля в свободном космическом пространстве человек может передвигаться, мыслить, действовать.
3 февраля 1966г. советская автоматическая станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луну. А менее ем через два года (18 октября 1967г.) мы стали свидетелями того, как впервые в мире на поверхность Венеры плавно опустилась советская научная лаборатория, доставленная автоматической станцией «Венера-4».
Ведущий. Достижения советской науки, техники, героизм и мужество советских людей- исследователей космоса признаны всем мире, они значительно приблизили время полета человека Луну и планеты солнечной системы. Сбылись слова К.Э.Циолковского, сказанные им в 1933г. на Красной площади в Москве: «Я верю, что… герои и смельчаки проложат первые воздушные ты Земля орбита Луны...» 
Затем слышится нарастающий шум пролетающей ракеты, звучит сирена. На сцене появляется ракета и два космонавта. Они в светлых
скафандрах (сделаны из картона), за спиной ранцы с кислородными баллонами (можно взять противогаз), на боку радиопередатчики (ящички с торчащими вверх антеннами), в руках приборы
. Между собой и ракетой космонавты соединены шлангом, имитирующим радиотелефонный кабель.
Следует небольшая
сценка о прилёте первых людей на Луну.
1-й космонавт. Вот мы и прилунились! Первый в истории человечества рейс Земля
Луна успешно завершен (космонавты медленно, осторожно ступая, ходят по сцене).
2-й космонавт. Как легко ходить, гораздо легче, чем на Земле.
1-й космонавт. Это же естественно, ведь на Луне притяжение в шесть раз меньше, чем на Земле.
2-й космонавт (поднимает глаза
вверх). Какое черное небо, а ведь сейчас день! Какие ослепительно яркие немерцающие звезды сияют на нем! Какие яркие силуэты гор! Какие резкие тени!
1-й космонавт. Да. И все это потому, что у Луны нет атмосферы, свет не рассеивается, поэтому создается такая необычная для нас, землян, картина.

2-ой космонавт. Посмотри, вон на черном лунном небе видна в виде серпа большая голубоватая планета  это наша Земля.
Здравствуй, родная планета, колыбель человеческого разума!
1-ый космонавт. Как интересно выглядит Земля на лунном небе: она почти в 4 раза больше по диаметру, чем Луна на небе Земли, и отражает так много солнечного света, что ночью можно будет читать.
2-й космонавт. Да, много необычного ждет нас: здесь мы не увидим ни облаков, ни тумана, тут никогда не бывает дождей и ветров, нам не придётся испить водицы из лунного родника и искупаться в лунном море  на Луне вообще нет ни капли воды.
1-й космонавт. День здесь длится около 15 земных суток, и столько же длится ночь, на освещенной Солнцем части поверхности температура достигает +120°С, а лунной ночью поверхность охлаждается до 16О°С, работать нам придется в скафандрах, разговаривать мы будем только по радиотелефону.
2-й космонавт. Нужно проверить, где мы прилунились.
1-й космонавт (достает приборы и работает с ними). Место нашей посадки «Море Дождей».
2-й космонавт. Все системы космического корабля работали отлично, и мы прилунились точно там, где было рассчитано.
1-й космонавт. Мы должны обследовать лунный ландшафт: «моря», горные хребты, кратеры, трещины, обширные впадины; вести наблюдения за температурным режимом; получить данные о структуре и составе ее поверхности и недр.
2-й космонавт. Хотелось бы попасть и на невидимую с Земли часть Луны и своими глазами увидеть недавно открытые моря Москвы и Мечты, хребет Советский, кратеры Циолковского, Ломоносова, Жолио-Кюри. Ведь это их фотографии впервые доставила на Землю советская автоматическая межпланетная станция.
1-й космонавт. Ряд важных сведений о Луне принесли ученым советские космические станции «Луна-3», «Луна-7», «Луна-8» , «Луна-9», «Луна-10», «Луна-12». Но на многие очень сложные вопросы ответы можно получить только при выполнении непосредственных наблюдений и исследований.
2-й космонавт. Так за работу! Нас ждут интересные наблюдения, эксперименты и открытия.
(Космонавты медленно уходят за кулисы).
Ведущий. Вот мы на крыльях фантазии и побывали на Луне.
Для чего же исследуют космос? Об этом вы узнаете из следующего доклада.
В
сообщении «Для чего изучают космос?» Затрагиваются такие вопросы:
- вселенная  гигантская лаборатория, в которой можно вести наблюдения, недоступные в земных условиях;
- искусственные спутники и космические корабли изучают форму и строение Земли, земную атмосферу (что необходимо для составления точных долгосрочных прогнозов погоды), служат ретрансляторами при создании дальних и сверхдальних радио- и телевизионных линий связи;
- медицинские и биологические исследования, проведенные в
космосе, способствуют более глубокому и всестороннему изучению человеческого организма;
-исследования космоса, которые ведутся в нашей стране, преследуют исключительно мирные цели. «Космос - для мира» - вот наш лозунг.
1-е отделение вечера заканчивается
конкурсным экзаменом по физике для претендентов на звание «Юный космонавт». Экзамен проводится в два тура. Каждому желающему предлагается один вопрос. Тот, кто дал правильный и полный ответ, допускается ко второму туру. Выдержавшие испытание награждаются памятными призами.
 
Вопросы для экзамена
I тур
1.Можно ли для межпланетных полетов использовать двигатель внутреннего сгорания?
О т в е т. Нет, так как для его работы требуется воздух, которого нет в космическом пространстве.
2.Почему внутри летящего по орбите корабля-спутника можно  передвигаться только притягиваясь к неподвижно укрепленным предметам или отталкиваясь от них?
О т в е т. В условиях невесомости отсутствует трение, необходимое для передвижения обычным способом.
З.Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой обычным способом?
О т в е т. Нет, как только сосуд с водой будет наклонен, вода от толчка вылетит из него в виде шариков и разнесётся по кабине.
4. Можно ли во время космического рейса вскипятить на электроплитке воду, налитую в сосуд, не прикрытый крышкой?
О т в е т. Нет, так как образующиеся пары воды будут покидать  кастрюлю, и разноситься по кабине.
5.Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, переговариваться обычным способом?
О т в е т. Нет, так как в открытом космосе нет среды, передающей звуковые колебания.
6. Зачитывается отрывок из рассказа Г.С.Титова о полете космического корабля «Восток-2»: «Розовое пламя, бушующее за иллюминатором вокруг корабля, сгущается, становится пурпурным, затем багровым».К какому моменту полета корабля относится данный эпизод? Чем вызвано наблюдаемое явление? Почему корабль не расплавился?
О т в е т. Эпизод связан с возвращением корабля на Землю и его вхождением в плотные слои атмосферы. Корабль не расплавился, так как имел специальные теплозащитные оболочки.
 
II тур
Перед каждым экзаменующимся ставится по два прибора. Нужно сказать, какой из них космонавт сможет использовать по назначению во время полета космического корабля. Приборы следующие: ватерпас и уровень; часы-ходики и карманные часы; барометр-анероид и спиртовка; рычажные весы и динамометр; ареометр и гидравлический пресс; воздушный поршневой насос и неподвижный блок.
О т в е т. Во время полета в космическом корабле можно пользоваться карманными часами, барометром-анероидом, динамометром (для измерения мускульных сил), гидравлическим прессом, воздушным поршневым насосом
.
В перерыве проводится викторина. Задаваемые вопросы разбиты, на две группы. В первую группу входят вопросы, связанные с историей развития ракетной техники, например:
1. Кто первый предложил использовать принцип реактивного движения для создания летательных аппаратов? (Н.И.Кибальчич)
2. Кому принадлежали слова: «... Я
надеюсь, что мои работы может быть, скоро, а может быть и в отдаленном 6удущем,- дадут обществу горы хлеба и бездну могущества»? (К.Э.Циолковскому.)
3. Когда была запущено первая Советская ракета? (17 августа 1933 г.)
Во
вторую группу входят вопросы, связанные с различными этапами изучения космоса, например:
1.
В каком году впервые была сфотографирована невидимая с Земли сторона Луны? (Октябрь1959г.)
 
II отделение
Художественная часть.
Ведущий. Полетам в космос, замечательным героям покровителям межзвездных пространств - поэты посвятили свои стихи, поэмы, а композиторы кантаты, песни.И мы хотим, чтобы они прозвучала на нашем вечере.
Объявляется «защита костюмов». Каждый участник вечера должен рассказать образно и кратко о том объекте, который он изображает, и исполнить какой-либо художественный номер.
Ведущий. Посмотрите, на небосводе появляется наше главное светило Солнце (при этих словах на экране появляется Солнце, на сцену выходит ученик в костюме Солнца).
Солнце. Да, я очень важное светило. Жизнь на Земле без меня была бы мертва. Там, где я не свечу, холод и мрак. И,   если вы еще сомневаетесь в этом, я превращу вас в ледяную сосульку. Но не пугайтесь, я доброе солнышко и спою вам песенку о Солнце, о мире на Земле. (Исполняет песню «Пусть всегда будет солнце»,муз.А.Островского,сл.Л.Ошанина.)
Ведущий. Внимание, на орбиту выходит Земля!
Земля. Земля это не просто планета. Ведь на ней находится моя Родина, великая и могучая держава. ( Звучит песня о Родине).
Ведущий. Как всегда, за Землей следует ее неразлучная спутница Луна. (Выходят несколько учениц в костюмах Луны и исполняют хором песню «Мы хотим побывать на Луне», муз.В.Боганова, сл.В.Левина) Далее ведущий по очереди представляет слово другим планетам, кометам. А затем без объявления на сцене, сменяя друг друга, появляются небесные тела, созданные человеком.
Искусственная планета. Я, конечно, очень рада, что своим движением в космосе принесла людям много новых сведений, что я несу на борту вымпел с гербом своей Родины, но мне, навсегда потерявшей земное притяжение, чуточку грустно, как всегда бывает вдали от Родины. ( Звучит песня «Земное притяжение»,сл.Я.Халецкого,муз.В.Мурадели).
Вторая космическая ракета. ЯВторая космическая ракета. Это я доставила на Луну вымпел с гербом Союза Советских Социалистических Республик. И этим я очень горжусь! (Читает стихотворение С.Васильева «Сбылась мечта людей.)
Многочисленные Звезды исполняют стихотворения и песни, посвященные освоению космоса, героям-космонавтам ученым, инженерам и рабочим, принимавшим участие в подготовке и осуществлении полетов.  Под музыку «Легко на сердце от песни веселой...» на сцену выходит Песня.
Песня. Я присутствую на этом вечере потому, что песня всегда помогает строить и жить; потому, что «она на подвиг зовет и ведет». В героических полетах нашим космонавтам всегда помогали песни нашей Родины.
Строем на сцену выходят участники вечера и хором исполняют песню «Мы станем астронавтами» (сл.М.Пляцковского,муз.Л.Бакалова) А затем появляются, чеканя шаг, два ученика в костюмах космонавтов (на груди у них ленты «Восход-500»), снимают четким движением шлемы и запевают «14 Минут до старта» (сл.В.Войновича,муз.О.Фельцмана). Все присутствующие на вечере подхватывают эту песню.
Hosted by uCoz